Интервью с архитектором Сергеем Чобаном

23 декабря 2009 г.
Интервью с архитектором Сергеем Чобаном

Архитектор жизни своей

Характер человека никогда не формируется полностью: ведь с каждым новым знанием и событием изменяется и его нрав. Однако уже в детстве родители могут понять, будет ли их сын по типу характера строителем или воином разрушителем. Известный и востребованный архитектор Сергей Чобан, один из основателей архитектурной мастерской "SPeeCH", относит себя к первому типу - созидателей-строителей.

Желание стать именно архитектором сформировалось у меня быстро, если не сказать, внезапно: буквально за несколько месяцев до поступления в Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В средней художественной школе имени Иогансона при Академии художеств СССР (сейчас Санкт-Петербургский государственный художественный академический лицей им. Б.В.Иогансона - О.М.) мы изучали одновременно и общеобразовательные предметы, и специализированные - рисунок, живопись, композицию. Мои учителя в школе подметили, что в рисунках я больше внимания уделяю изображению зданий, чем, к примеру, природы или людей. Это, впрочем, неудивительно: я ведь в Санкт-Петербурге вырос, где почти каждое здание - памятник архитектуры. Мне нравилось гулять по улицам, любоваться величественными зданиями, а позже рисовать их на бумаге, выполняя как натурные рисунки, так и архитектурные фантазии. Вот так и сформировалось желание стать архитектором - не только любоваться домами, но и создавать новые.

Сергей, а вы помните первый объект, с которого и началась ваша профессиональная карьера?
Конечно! Я тогда как раз заканчивал учебу в институте. Вместе со скульпторами Шевченко и Алиповым мы выиграли конкурс на создание мемориала затонувшей в апреле 1989 года подводной лодке "Комсомолец". Моей задачей было разработать архитектурную часть ансамбля. К сожалению, полностью реализованным я этот проект не увидел: как раз после завершения своей части работы я уехал в Германию.

А гонорар за него помните куда потратили?
Нет. Вероятно, он носил довольно символичный характер, и быстро разошелся на ежедневные нужды.

Как развивалась ваша карьера?
После окончания института я три года работал у Вениамина Борисовича Фабрицкого. Мы вместе начинали работу над проектом "Новая Голландия". Когда понял, что могу работать самостоятельно, начал в одиночку и в партнерстве с Сергеем Цыциным брать небольшие заказы. В 1992 году я уехал в Германию и в России начал работать снова с 2003 года, когда вместе с профессором Петером Швегером выиграл конкурс на Башню Федерация.

Сергей, а в создании скольких зданий вы участвовали?
Даже и не знаю, что вам ответить - никогда не пытался их сосчитать. Но среди тех, что уже полностью реализованы или строительство которых заканчивается, примерно около тридцати. 

Звучит внушительно! Какой из этапов работы вы любите больше других, с нетерпением ждете, когда сможете к нему приступить?
Вообще-то я с одинаковым желанием стараюсь выполнять все этапы проектирования здания. Ведь если недостаточно ответственно относиться к какому-либо из этапов, то оптимальный результат достичь невозможно. Архитектура - это слишком ответственное дело, чтобы позволить себе допускать неточности. Проектирование - тот вид творчества, который не существует на бумаге. Как только проект готов - нужно рыть котлован, возводить стены. Пожалуй, самый интересный этап - завершение строительства. Когда основные работы уже завершены и завтра-послезавтра будет церемония открытия, всегда интересно сравнить первую задумку с результатом.

Часто совпадают?
Во всяком случае, я прилагаю к этому все усилия. На мой взгляд, это одно из самых важных правил архитектора: помнить, с чего все начиналось. Проектирование больших объектов длится много месяцев или даже несколько лет, еще 2-3 года может занять строительство - в зависимости от размеров здания. И нужно всегда помнить ту главную идею, с которой началось воплощение проекта. Ведь с ней должны согласовываться все последующие детали. Если идею забудешь - здание потеряет цельность и гармоничность, впечатление от него будет испорчено. Я - сторонник авторской архитектуры, в которой особенно важно помнить и последовательно осуществлять основную идею объекта. В каждом здании оставляешь частичку себя - своих чувств, мыслей, впечатлений. Глядя на здание, сразу могу сказать, какой идеей руководствовался во время создания проекта. И надеюсь, что когда-нибудь по этим штрихам кто-то сможет узнавать и мои здания.

А в чем заключаются особенности именно вашей архитектуры?
Во-первых, я стараюсь делать здание завершенным в деталях, внимательно отношусь к тому, на что люди будут обращать внимание: лестницы, детали фасадов, интерьеры внутри. Я делаю проекты зданий, придуманные для конкретного места в городе, не только соответствующие функциональным пожеланиям заказчика, но и гармонично вписывающиеся в архитектуру окружения. Мои здания надеюсь нельзя "вписать" в любой город или микрорайон. Можно сказать, что они напрямую связаны с окружающим миром. У меня нет авторского клише, которое я бы повторял в каждом из своих проектов, вне зависимости от окружающей их среды и их функции. Их принадлежность к моим проектам читается как бы между строк, в деталях. 

Сергей, с кого из архитекторов вы берете пример?
Сложно сказать. В каждый из периодов работы на меня оказывало влияние творчество разных архитекторов. В Вене, например, я неизменно восхищаюсь работами Отто Вагнера, в родном Санкт-Петербурге любуюсь зданиями, построенными по проектам Кварнеги, Росси, Лидваля. 

Работая над эскизом, вы воплощаете желания заказчиков или свое представление?
И то и другое. Функциональное задание, конечно, дает заказчик - какова площадь участка, сколько каких помещений должно быть в здании и сколько парковочных мест на улице. Мы с коллегами это анализируем и, следуя функциональному заданию, разрабатываем внешний и внутренний вид здания - образную структуру. Во время разработки проекта я стараюсь взаимодействовать с одним-двумя представителями заказчика - так быстрее добиваться взаимопонимания и развивать идею здания в диалоге.

Какой из проектов вам больше других запомнился?
Сложно сказать... Но если подумать, то, наверное, к выполнению своих самых значительных проектов я только приступаю. Сейчас реализуются очень важные для меня проекты в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и Берлине, которые, уверен, будут интересными, чем-то расширят диапазон моих возможностей. Каждый проект, в создании которого участвовал, запоминается как главный, потому что отношусь я к ним с одинаковой ответственностью. 

Есть ли у вас такая маленькая "слабость" - в свободные часы объезжать город и любоваться построенными по вашим проектам зданиями?
Пока еще нет - наверно, мало зданий построил (улыбается Сергей). Но, правда, я в самом деле люблю гулять по городам и просто любоваться архитектурой. Смотрю на здания, анализирую слабые и сильные архитектурные решения, размышляю, каким бы я построил то или другое здание.

Сергей, к чему вы стремитесь как профессионал? Чего хотите достичь?
По моим наблюдениям, современная архитектура теряет, к сожалению, способность становиться памятником своего времени, как это было в первой половине XX века и ранее. К сожалению, постарев, многие здания 20-го и даже 21-го веков не выглядят столь же величественно и благородно, как те, что были построены несколько веков назад. Почему-то они быстро и некрасиво ветшают, разрушаются. Наверное, корень проблемы в том, что детальные решения, отношение к материалам изменилось. Лично я хотел бы проектировать свои здания такими, чтобы они были красивы, интересны и популярны хотя бы через 100 лет. К этому - чтобы в 22-ом веке мои здания воспринимались жителями как памятники архитектуры, и должен, как мне кажется, стремиться каждый архитектор. 

Какой, на ваш взгляд, будет архитектура будущего?
Думаю, она будет развиваться в двух направлениях. Первое - активное и доскональное совершенствование техники строительства, благодаря чему сложнейшие задания архитекторов будут исполняться более точно и совершенно. Возможно, здания будут настолько оптимизированы, что станут напоминать совершенные машины на высоком уровне их развития по дизайну и свойствам. Возможно, это будут даже не обычные здания, а структуры, объекты, сегодняшние здания совсем не напоминающие. Пока же в таких проектах идеи значительно опережают технику строительства. Другое - нужно восстанавливать, совершенствовать и применять те техники и способы обработки материалов, которые были в старину. В них кроется очень много красивых, стильных, запоминающихся идей, потерять которые было бы преступлением против архитектуры будущего.

Сергей, вы уже создали собственную архитектурную школу? У вас есть ученики или последователи?
Что вы! Это раньше успешные архитекторы создавали собственные школы, в которых обучались десятки и даже сотни учеников. Сейчас же слишком много архитекторов! (смеется). Вместо нескольких школ - многообразие подходов и разнообразие мнений. - Для меня, конечно же, было бы честью, если когда-нибудь кто-то из начинающих архитекторов будет ориентироваться на какие-то из моих работ. Думаю, достаточно, что сотрудники моей компании волей-неволей учатся у меня, а я у них. Из этого общения-учебы и возникают наши работы.

Сергей, я думаю, бесспорным будет тот факт, что проектирование для вас - любимое дело. Но, может быть, помимо работы у вас есть еще и хобби?
Да. На начальных этапах проектирования я очень много рисую на бумаге, пытаюсь поймать, "придумать" здание. Поэтому можно сказать, что архитектурная графика - мое хобби. А по вечерам с женой Инной - тоже архитектором - часто обсуждаем проекты, здания. Так что могу с полной уверенностью сказать, что проектирование стало для нас полностью семейным делом.

Беседовала Ольга МИЛЬТО.

1189 просмотров.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Похожие публикации:
Все большей и большей популярностью в интерьерах помещений пользуются практичные, многофункциональные решения, позволяющие наиболее эффективно использовать доступное пр…
03 августа 2016 г.
Категория: Статьи
Содержание: История «домика пастуха» Особенности стиля шале Типы интерьера дачи в стиле шале Простота, функциональность, натуральность – эти несколько качеств о…
03 августа 2016 г.
Категория: Статьи
Содержание: Немного истории Отличительные особенности стиля лофт Современные квартиры в стиле лофт Если Вы: свободолюбивый человек, ищущий самовыражения, пр…
03 августа 2016 г.
Категория: Статьи
Правила пользованияПомощь