Интервью с Борисом Уборевичем-Боровским

11 марта 2011 г.
Интервью с Борисом Уборевичем-Боровским

Архитектура в стиле минимализм. Как много мы знаем о ней? И в чём беда современной архитектуры? На эти, и другие вопросы отвечает известный московский архитектор Борис Уборевич – Боровский.

- Почему Вы выбрали профессию архитектора и решили поступать именно в МАРХИ?

-Моя мама в годы войны училась в этом институте, потом  учился брат, и я приходил к нему на занятия, хотя у нас 9 лет разницы. Мне очень нравились его друзья – студенты, весёлые, шумные, кипевшие творческими идеями, с ними всегда было интересно. И, конечно, создание дипломной работы в архитектурном институте – это особенный процесс. Я видел,  как рождаются новые образы, как студенты  рисуют эскизы, консультируются с преподавателями, я смотрел и понимал, что это моё.

- Вас называют сторонником минимализма, почему именно это направление?

-Прежде всего потому, что это отречение от старого, поиски новых форм,  поиски нового стиля. Хотя я вообще не люблю понятие стиль. Когда всё по полочкам разложено это не творческий подход, а, скорее ремесленный. Представьте, что у вас есть такой шкаф, в котором   нижняя полка – классика, потом готика, потом эпоха Возрождения, барокко, рококо, ампир.  И вы заказчику как будто достаёте с полки образец и говорите: «Нравится этот стиль? Нет, тогда давай возьмём другой». Я люблю минимализм, я работаю в стиле минимализм, значит,  я отказался от этого шкафа. Я туда не смотрю, стараюсь работать с чистого листа. Хотя это тоже неправильно, потому что архитектура своим фундаментом должна стоять на том, что было создано до тебя. И минимализм меня привлекает именно потому, что  идёт отказ от исторического контекста. Но вместе с тем мне нравится работать в стиле арт деко, или  использовать классические мотивы, которые интегрированы в какое-то современное пространство.

- А в каком стиле предпочитаете не работать,  и какой стиль (кроме минимализма) нравится больше других?

- Как ни странно, я не люблю модерн, хотя  начинал с него. Им так увлечены в России и существует столько вариаций,  что оскомину набило. Никто не может дотянуться до Гауди и  Шехтеля, все только перепевают эту песню. Зато я очень люблю  рококо, это очень самостоятельный стиль. Мне  и одежда в этом стиле нравится,  и картины, где юноши  и девушки в париках гуляют во французских парках, это  так красиво и оптимистично, что создаётся ощущение  райской жизни.

- А каков Ваш собственный интерьер?

- Мой интерьер не минималистичен, но и не замусорен, я живу не в классике, не в барокко, живу, как живётся. Если была бы сейчас возможность жить в другом пространстве, я, безусловно,  выбрал бы  минималистичное. Но это трудно, прежде всего, потому, что у нас гипертрофированно понятие о стоимости  недвижимости. По идее архитектор должен жить в пространстве метров 200, чтобы и мастерская  была. Но 200 метров в Москве – это миллионы долларов. Я сейчас живу скромно. У меня очень уютно. Дома большая коллекция гитар, и в целом квартира больше напоминает музыкальную студию. В этом минимализма мало, но и классики тоже нет. Никаких колонн, никакой лепнины. Это просто комфортное   жилье для жизни творческого персонажа.

- В чём, на Ваш взгляд, беда современной архитектуры?

-  Мне не нравится в современной архитектуре  преобладание   технологии над эстетикой. Сейчас   тон  задают технари, которые пришли с новым материалом, новым освещением, новыми конструкциями. Я считаю, что они нивелируют современную архитектуру. Сразу вспоминается Сиднейская опера, где было смешение новых конструктивных элементов и творческий подход в создании образа здания. Меня пугает, когда образ создаётся за счёт компьютерной графики, уделяется больше внимания элементам сборки, технологичности. И так  уходит красота. С другой стороны, всё это идет волнами, и  на данный момент побеждают технари  с их крепежами к стеклу, сетками, натянутыми вдоль фасада и т.д. Но всё равно, потом человеку опять захочется другого, ручной линии, а не компьютерной.

- А какой город мира Вы считаете наиболее интересным с точки зрения архитектуры?

-Мне нравится Лондон, так как  в Лондоне  перемешано старое и новое. Там проявили себя такие архитекторы как Фостер, Роджерс. При всём английском консерватизме вы идёте и вдруг видите  стеклянные фасады, металлические конструкции, а рядом соседствуют викторианский стиль и чёткий  классицизм. В целом  Лондон на порядок более организованный мегаполис в сравнении с  Москвой. И в тоже время присутствует какая-то беззаботная весёлая нотка.  И, конечно, люблю Венецию. Венеция – это город- музей, потому что раз нет машин, нет автомобилей, значит, город не смогли перестроить. Красивый город, словно застывший во времени.

- Какой из своих проектов Вы любите больше других?

- Конечно, это дом «Парус» на Ходынке. Это изумительный проект, и я рад,  что первоначальную идею практически не изменили. Множество людей на разных этапах  контролировали работу над проектом. Однако согласования проходили очень быстро,  если не сказать мгновенно. Но не могу не вспомнить, что в проекте этого дома была арка, которую всё-таки пришлось застроить.

- Как родилась идея создания дома «Парус» и почему именно «Парус»?

- Этот процесс невозможно описать. Это был сгусток некой интеллектуальной энергии. Прорабатывался весь участок Ходынки и в нём какие-то отдельные лакуны. Мы считали, в этом месте должен быть наиболее яркий проект, т.к. это самый фокус застройки, и он просто обязан стать самым интересным. Так и родилась эта идея.

- А не приходили в голову мрачные мысли, ведь такое место?

 - Приходили,  и возникал вопрос, а могу ли я вообще там работать, потому что, по преданию,  на Ходынском поле  похоронен мой дед. Но точно никто  не знает, сталинская эпоха тем и характерна, что  ничего и никогда не разглашалось. Люди боялись даже потом, спустя годы, что-то рассказать. Вообще,  если посмотреть с другой стороны, это такое свойство нашей земли, что мы живём на могилах наших предков. Но жизнь идёт, и я всегда сверяю с тем, что сказал бы дед. Он бы меня поддержал и  сказал, что если ты занимаешься  этим проектом, то продолжай, независимо от того, какие были обстоятельства. Прежде всего,  ты работаешь над тканью города, ты делаешь это для людей, чтобы город был красивым, интересным, удобным, комфортным, это твоя профессия.

- Какое главное правило для архитектора?

- Наверное, прежде всего архитектор должен чувствовать себя интеллигентным, очень аккуратным, не должен хамить или  навязывать кому-то своё мнение, должен быть очень аккуратен, и даже, я бы сказал, педантичен. Если ты сработал плохо, то потом десятилетиями навязываешь свою плохую эстетику.

-  Известно, что Вы всегда идёте на компромисс, а в каком случае откажетесь от проекта?

- На самом деле я отказываюсь часто, вот если я согласился, тогда  иду на компромисс и пытаюсь создавать совместное дело. Заказчик- мой партнёр, и мы работаем  в связке. Но в самом начале, когда я понимаю, что это не моё и я не смогу его переубедить, предложить эстетическую программу, которая ему понравится, я сразу отказываюсь.

- Вы часто даёте интервью, но практически никогда не рассказываете о Ваших интересах, пристрастиях. Поэтому небольшой  блиц – опрос.

 Если любимая книга, то

- «Мастер и Маргарита». Учитывая, что Мастер познакомился с Маргаритой  будучи   в гостях у моих бабушки и дедушки.

 Если любимое блюдо, то

- Коттолетта Миланезе – миланский шницель.

 Если любимый напиток, то

Brunello di Montalcino – это итальянское красное вино.

Если любимый вид спорта, то

- Я вообще не спортивный человек, но могу назвать любимую игру - настольный теннис.

Если любимые домашние животные, то

- Кошки. Я очень люблю кошек. Это очень умное,  гордое животное, и в тоже время очень ласковое.

- Ну, и,  конечно, хотелось бы как можно больше узнать о Вашем хобби. Вы коллекционируете гитары, не столь давно их было 26, а сколько сейчас и какую гитару Вы считаете жемчужиной коллекции?

- Сейчас у меня уже 30 гитар. А жемчужина -  мой Стратокастер 56 года. Это самая известная гитара в мире. Впервые она появилась  в 54 году. И вот 3 месяца  назад мне очень повезло, я купил гитару 56 года. Безумно красивая , звучит как оркестр. Я очень ей горжусь. У меня в коллекции нет гитары такого статуса. Друг привёз её из Америки. Он музыкант и его  любимый стиль джаз, а у этой гитары кленовый гриф, и она больше подходит для рока.

 - А на какой гитаре играете?

Я играю на Телекастере, который  купил  в Москве, в магазине на Таганке. Телекастер тоже довольно известная гитара. Она очень хорошо подходит для моей игры и для той роли в группе, которая мне отведена, потому,  что в группе я не лидер – гитарист, а ритм- гитарист.

- Скажите, а как Маккартни не пробовали играть левой рукой? Это ведь очень сложный приём?

- Буквально позавчера первый раз в жизни попробовал. Вообще, у нас в ансамбле есть гитарист - левша, т.е. человек который перевернул гитару. И  я подумал, а что если мне вдруг попробовать играть наоборот? И оказалось, что совсем не могу этим заниматься. Это просто перевёрнутая жизнь, настолько руки уже привыкли к установленной позиции.  Этому надо учиться с детства, как Маккартни. И, кстати я левша, но переученный,  и на гитаре учился играть под правую руку, значит, я так всю жизнь и буду играть.

- А как называется Ваш ансамбль и как родилось название?

Ансамбль называется Bomb Lane Band, а название родилось очень просто. Мы получили репетиционное помещение в доме архитектора, который находится в Гранатном переулке. А в переводе на английский-это Bomb lane.  Так и появилось название Bomb Lane Band – ансамбль Гранатного переулка. Мы играем очень скромно, не лезем ни в какие профессиональные концерты. Ты приходишь, начинаешь петь, играть и  полностью отвлекаешься от своей работы.

 - Другое Ваше хобби коллекция машинок, расскажите подробней.

- Какой мужчина не увлечён автомобилями? Ещё в детстве я любил рассматривать журнал «Техника молодёжи» и там была отдельная страничка - автомобили, рисовал по-моему, Новожилов, и там были такие автомобили как  Бугатти, Мозератти. Когда  я шёл из школы, мимо гостиницы Советская, то мы с ребятами как завороженные подходили к фасаду гостиницы, потому что там стояла американская машина, если не ошибаюсь, она называлась Бенневиль.  У неё было голубоватое стекло салона, тонкий руль. Каждый день мы подходили к этой машине, смотрели внутрь, на приборный щиток, на каждую деталь колеса. Думаю, с детства  каждым мужчиной впитана любовь к автомобилям. И вот,  когда я увидел эти машинки в 18 масштабе, то сразу ими увлёкся. Их можно прямо рукой пощупать. У них каждый приборный щиточек видно, какие клапоночки у двигателя, цилиндрики. И поэтому всегда,  когда я куда – либо  еду, то стараюсь привезти новую модель в свою коллекцию.

 - А ездите на какой?

- У меня две очень хорошие машины. На одной из них я уже 4 года езжу и не собираюсь с ней расставаться. Это Audi RS4.  У неё мощнейший двигатель, кузов так хорошо прорисован. Прекрасная машина. А вторую я недавно купил. На мой взгляд  - одна из самых красивых машин в мире -  это Aston Martin Vantage, черного  цвета. Но она летняя, сейчас на ней не поездишь. Я люблю  красивые машины, однако, и в нутрии тоже должно быть всё в порядке: мотор, подвеска и прочее. Хотя,  у архитектора всё начинается прежде всего с дизайна.

 - И, заключительный  вопрос, какой Вы представляете архитектуру будущего,  и в каком направлении она будет развиваться?

- Это очень сложный вопрос. Одна из моих теорий, человек, пишущий песню, которую потом поют все – это человек, который видит будущее,  то же самое  в архитектуре. Гений тот архитектор, который видит архитектуру будущего. Меня пугает механистичность современной архитектуры, которая уперлась в технологию, в конструктивную основу. Мне бы хотелось больше образа, больше души, но как это сделать, не возвращаясь к прошлому, я не понимаю. И не хочется возвращаться, прошлое уже состоялось: есть Древний Рим, есть эпоха Возрождения, есть готика,  есть  барокко, арт нуво, арт деко. Существует и  совершенно новаторское направление - конструктивизм, однако новая архитектура должна быть новой.

Беседовала Юлия ХАРЕЧКО

1357 просмотров.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Похожие публикации:
Все большей и большей популярностью в интерьерах помещений пользуются практичные, многофункциональные решения, позволяющие наиболее эффективно использовать доступное пр…
03 августа 2016 г.
Категория: Статьи
Содержание: История «домика пастуха» Особенности стиля шале Типы интерьера дачи в стиле шале Простота, функциональность, натуральность – эти несколько качеств о…
03 августа 2016 г.
Категория: Статьи
Содержание: Немного истории Отличительные особенности стиля лофт Современные квартиры в стиле лофт Если Вы: свободолюбивый человек, ищущий самовыражения, пр…
03 августа 2016 г.
Категория: Статьи
Правила пользованияПомощь